Публикация №1
В Тульской области реализуется Единая модель профориентации
https://copp71.ru/news/v-tulskoy-oblasti-realizuetsya-edinaya-model-proforientatsii/
В 2024/2025 учебном году Единая модель профориентации в Тульской области охватывает 442 муниципальные и государственные общеобразовательные организации и свыше 71,5 тысяч обучающихся 6-11 классов.
Внедрена Единая модель профессиональной организации обучающихся с 1 сентября 2023 года Минпросом России во всех субъектах Российской Федерации.
Как отметил Неумывакин Виктор Сергеевич, Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства Просвещения Российской Федерации: «Единая модель профориентации, которую мы внедрили совместно с Фондом Гуманитарных Проектов в прошлом учебном году, направлена на создание системного подхода в вопросе выбора профессии. Ее инструменты позволяют школьнику познакомиться с достижениями страны и миром профессий на занятиях курса «Россия – мои горизонты», а также посетить предприятия своего региона в рамках экскурсий и профессиональных проб».
Фондом Гуманитарных Проектов – это федеральный оператор Единой модели профориентации. Региональный оператор назначен приказом министерства образования Тульской области – это Центр опережающей профессиональной подготовки, функционирующий в Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова.
Мероприятия Единой модели профориентации реализуются школами на одном из трех уровней: базовом, основном или продвинутом.
Профессиональная ориентация осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей через урочную деятельность, внеурочную деятельность, практико-ориентированные занятия, дополнительное образование, профессиональное обучение, профильные предпрофессиональные классы и конечно, взаимодействие с родителями.
В рамках внеурочной деятельности еженедельно по четвергам в школах проводятся занятия курса «Россия – мои горизонты». Школьники на занятиях в активных форматах знакомятся с экономикой России, узнают о научных и технологических достижениях нашей страны, знакомятся с различными отраслями производства, а также наиболее востребованными и перспективными профессиями и специальностями. Подробнее о курсе «Россия – мои горизонты» узнавайте на сайте «Билет в будущее» https://kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
Погружения в практическое освоение азов различных профессиональных направлений происходит в ходе участия детей и педагогов в профессиональных пробах, мастер-классах, днях открытых дверей на площадках колледжей, техникумов и вузов, функционирующих в нашем регионе, а также в ходе посещения корпоративных музеев предприятий, экскурсий на производство, встреч и мастер-классов от представителей различных профессий.
Ярким примером практического погружения в профессию являются профессиональные пробы, мастер-классы и экскурсии в рамках Всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее». Участником этого проекта являются в 2024 году 272 общеобразовательные организации, более 18 тысяч школьников из 6-11 классов.
Только в октябре-ноябре 2024 года более полутора тысяч ребят посетят профессиональные пробы в колледжах и техникумах, боле 5 тысяч станут участниками экскурсий на ключевые предприятия региона.
Такая же возможность представляется и ребятам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для них на площадке Тульского техникума социальных технологий – базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного профессионального образования Тульской области организованы профессиональные пробы, функционирует детский технопарк.
В школьные годы очень важно выбрать увлечение, которое помогает развивать интересы и склонности школьников. В этом детям и родителям помогает Региональный навигатор дополнительного образования детей Тульской области https://dopobr.tularegion.ru/. На портале есть возможность узнать обо всех общеразвивающих, предпрофессиональных программах и программах спортивной подготовки, которые реализуются в Тульской области.
Ежегодно обучающимся 8-11 классов Тульской области предоставляется возможность бесплатно освоить первую профессию. Обучение организовано на современных оборудованных площадках, в том числе в мастерских и лабораториях, созданных в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Профессионалитет». Координирует обучение Центр опережающей профессиональной подготовки.
С информацией о программах обучения родители и дети могут познакомиться на сайте Центра по ссылке – https://copp71.ru/programs/filter/audience-is-school/apply/.
Многие старшеклассники, ученики 10-11 классов, уже определившиеся с выбором профессионального направления, обучаются в профильных предпрофессиональных классах. Их в Тульской области 181, среди них инженерные, медицинские, педагогические, аграрные, кадетские, финансово-экономические, Сириус-классы и IT-классы.
Включенность родителей в профессиональный выбор детей – залог успешной профориентации в семье. В рамках Единой модели профориентации родители не остались без внимания - на сайте «Билет в будущее» для них создан раздел с полезными информационными материалами и семейными тестами https://bvbinfo.ru/for-parents.
Профориентация школьников имеет колоссальный воспитательный потенциал, благодаря совместным усилиям профессиональных команд педагогов, партнеров-работодателей, родителей и самих детей формируется интерес к выбору будущей профессии, осмысленный выбор своего будущего!
Статья №2
Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе ТОП-5 волнующих родителей вопросов
https://www.kp.ru/daily/27645/4996198/
Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».
Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка. В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.
ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?
Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов:
“Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.”
ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?
Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»:
“Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.”
ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
“Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.”
ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?
Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области:
“Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.
Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды , открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.
Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.”
ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов:
“Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!”
Немного о курсе
Занятия курса “Россия - мои горизонты” предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программой курса внеурочной деятельности можно на сайте.