устройством, имеющим подключение к интернету, необходимо обсудить
вопросы безопасного пользования сетью. Ребенок должен знать,
как защититься от опасностей, исходящих из сети, не стать жертвой
или соучастником преступлений.
Опасность № 1:
кибермошенничество. Так называют преступления,
направленные на получение доступа к личной информации (похищение
данных: номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли)
с целью причинить материальный или иной ущерб.
Установите на компьютер или на мобильное устройство антивирусную
программу! Воспользуйтесь программами родительского контроля! Объясните ребенку, что сообщать кому-либо в интернете данные своих документов, секретные коды кредитных карт, пароли доступа к сайтам, на которых хранится личная информация – категорически нельзя!
Опасность № 2:
кибербуллинг (кибернасилие, травля в интернет).
Кибербуллинг – обобщающее понятие. Насилие, распространяющееся через сеть, часто может иметь продолжение и в реальной жизни.
Ребенок должен знать, что за маской сверстника, партнера по играм,
может скрываться взрослый, вынашивающий преступные замыслы.
Ребенок не должен сообщать свой адрес, номер школы, настоящее имя
и фамилию незнакомцам, тем более – назначать с ними встречи, отправлять свои фотографии.
В случае, если ребенок подвергся в сети оскорблениям или угрозам,
он должен прекратить на время всякую активность в сети, удалить обидчика (обидчиков) из контактов или покинуть сообщество, где его оскорбляют.
При переносе насилия в реальную жизнь следует незамедлительно
обратиться в администрацию учебного заведения (подавляющее большинство случаев травли происходит в школе) и в правоохранительные органы.
Опасность № 3:
формирование зависимости от интернет (игр, социальных сетей, просмотра видео, мессенджеров и др.). Интернет-зависимость
–группа патологических состояний, нехимических (поведенческих) аддикций, при которых зависимость формируется от типичных
видов поведения, характерных для пользователей интернета.
Основные формы интернет-зависимости представлены:
броузингом (перелистыванием страниц),
шоппингом, использованием социальных сетей,
использованием видеоигр,
перепиской в электронной почте и мессенджерах.
Строгих общепринятых критериев диагностики интернет-зависимости
нет, но если ребенок постоянно думает об игре (просмотре видео, переписке),даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть (посмотреть видео, войти в социальную сеть); испытывает беспокойство, раздражительность, злость или грусть при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нельзя воспользоваться сервисами социальных сетей, мессенджеров, почты; постоянно мечтает о все более мощном компьютере или смартфоне;
отказывается от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр, социальных сетей или переписки;
лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени,
проведённого за экраном; использует интернет для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний – его состояние можно охарактеризовать как зависимость. Это повод обратиться за помощью к врачу.